Почвовед – это интересно.
Почвовед… Кого мы представляем, когда слышим это слово?! Не знаю как вы, а я - сурового мужчину с лопатой в руках. Но как выяснилось – это не совсем так, то есть – совсем не так…
Заповедник «Белогорье» ежегодно с полевыми практиками посещают студенты и преподаватели кафедры почвоведения и экологии почв Института наук о Земле Санкт-Петербургского университета.
Так сложились обстоятельства, что мне представилась возможность познакомиться с почвоведами не в теории, а на практике. Это Ксюша, Маша, Полина, Даша – хрупкие девушки 2 курса… От моего образа почвоведа, осталась только лопата в руках. Сразу возник вопрос: почему девушки выбирают профессию почвоведа? Это же тяжело, грязно, да не для женских это рук… Ксюша смеётся и отвечает: «Опять этот вопрос… Ведь это же так интересно!»
Сначала не воспринимаешь эти слова всерьез. Что может быть интересного в ковырянии в почве?! В таком настроении я направилась к почвенному разрезу, выкопанному девичьей бригадой. И под разъяснения специалистов своего дела начала проникать в загадочный, невообразимый почвенный мир. Оказывается, сколько всего может рассказать почва! Можно и заглянуть в прошлое, узнать какие тогда здесь были растения, какой климат, какое человеческое воздействие…, и также вспомнить, что было совсем недавно, например, пожар, хотя ты о нем уже забыл. И это только начало познания удивительной науки - почвоведения.
Всю ценность почвы не понимаешь, просто используя её как опору при хождении. А вот сталкиваясь с ней лицом к лицу, начинаешь воспринимать как сложный чуткий организм. Ведь почва выполняет столько необходимых для человека функций, не говоря уже о самой главной – продовольственной. Для поддержания нормального состояния почвы, при современной нагрузке на неё просто необходим человек, заботящийся о её здоровье. Почвовед – именно тот почвенный Айболит. И как врач знает весь организм человека, так и почвовед должен знать все составляющие жизни почвы.
В рамках практики студенты познакомились с физическими свойствами почвы. Началось всё с заложения глубокого почвенного разреза и его описания. А далее всё пошло как на приёме у врача: чтобы поставить диагноз, необходимо сдать анализы. Таким образом, мы отобрали материалы для определения плотности, влажности почвы в лабораторных условиях. Некоторые параметры можно определить на месте – твердость, влагоёмкость, водопроницаемость… и как же не померять температуру пациента! После проведения всех необходимых процедур и коллективного обсуждения полученных данных, «медицинское» заключение: «здорова». И это, несомненно, радует.
«Почвы студенты могут найти и изучить разные, а вот сравнивать их с чем… Вот для этого и нужны заповедники», - говорит руководитель девичей бригады Романов Олег Васильевич (кандидат биологических наук, доцент кафедры почвоведения и экологии почв). То есть, чтобы определить, по какой причине заболела почва нужно знать, какие процессы в ней нарушены, а для этого - знать процессы здоровой почвы, незадействованной в деятельности человека. Такая почва может сохраниться только в заповеднике – на этой особо охраняемой природной территории! Понимает это далеко не каждый, но если это знает учитель, то, как правило, знают и ученики.
В заключении хочется сказать, что профессия почвовед не только очень интересная, но и очень важная! Эти люди заботятся не только о себе, но и нашей стране, о каждом из нас!